Karat Ltd – Офсетная и цифровая печать, ризография в Киеве

http://www.karat.in.ua

 

Краткое описание основных полиграфических технологий применяемых в производстве и изготовлении полиграфической продукции.

 

Главная  |  Типография  |  Продукция  |  Услуги  |  Технологии  |  Рекомендации  |  Контакты  |  UA  RU


 

краткое описание

рекомендации и требования


Краткое описание основных технологий применяемых

в производстве полиграфической продукции 

  1. Основные понятия теории цвета

  2. Полутоновые и растровые изображения

  3. Треппинг

  4. Линиатура и разрешение

  5. Обычное и частотно-модулированное растрирование

  6. Проблемы, возникающие при печати

    1. Муар
    2. Неприводка
    3. Растискивание
  7. Этапы выполнения полиграфического заказа и возможные ошибки, возникающие на этих этапах
    1. Печать
      1. Единицы измерения
      2. Виды печати
        1. Офсетная плоская печать
        2. Флексографский способ
        3. Трафаретная печать (шелкография)
        4. Ризография
        5. Глубокая печать
      3. Выбор оптимального способа печати в зависимости от вида продукции и тиража
    1. Журнальная продукция
    2. Газетная продукция
    3. Рекламная продукция
    4. Визитки, блоки для записей, бланки
    5. Книги и брошюры
    6. Виды изготовления фотоформ офсетной плоской печати
    7. Изготовление пленок на лазерном принтере
    8. Прямое изготовление полиэфирных форм на лазерном принтере
    9. Изготовление форм на гидрофильной бумаге электростатическим способом
    10. Технология КПФ "компьютер - формная пластина" (computer-to-plate)
    11. Печатно-технические свойства бумаги
    12. Визуальные дефекты, характерные для офсетной плоской печати
1. Основные понятия теории цвета.

В теории цвета основными являются системы цветов RGB и CMYK. RGB (red, green, blue красный, зеленый, синий) - аддитивная система, которая используется в мониторах, сканерах и других оптических устройствах. Ее цветовое пространство наиболее близко к воспринимаемому человеческим глазом, так как в нем ощущение цветности получается как вклад трех рецепторов, дающих ощущения синей, красной и зеленой зон спектра. В аддитивном синтезе суммой чистых цветов RGB является белый, а при полном их отсутствии получаем черный. По принципу смешения цветов различают три вида аддитивного синтеза: - сложение прозрачных цветных излучений; - пространственное смешение, основанное на ограниченной разрешающей способности глаза; - последовательное смешение образцов различных цветов при быстрой смене излучения вне глаза благодаря инерционности зрения.

Печатные краски не абсолютно прозрачны, т.е. они поглощают и отражают свет по законам субтрактивного синтеза. Они выпускаются в виде триад: желтый, пурпурный и голубой (cyan, magenta, yellow - CMY). Триадой красок невозможно получить ахроматические серые и черные цвета, поэтому в печати используется дополнительная черная краска. Черный цвет увеличивает контрастность изображения, насыщенность и четкость. Видимый спектр содержит миллионы цветов. Каждое устройство, через которое проходит оригинал, - начиная от сканера и заканчивая печатной машиной. - обладает собственным цветовым пространством (или гаммутом), значительно меньшим, чем пространство, воспринимаемое человеческим глазом. Хотя гаммуты различных устройств перекрываются, они не совпадают в полной мере. Этим объясняется то, что некоторые цвета, видимые на мониторе, невозможно получить на полиграфическом оттиске.

Так как при печати полиграфическими красками воспроизводятся не все оттенки, для более точной их передачи зачастую используются простые цвета (spot colours). Каждый простой цвет печатается отдельной краской, которые при печати не накладываются друг на друга с целью получения цветов. Поэтому общее число цветов в издании определяется только числом различных красок, использованных при печати. Существуют каталоги простых цветов, из которых наиболее распространена система PANTONE. При цветоделении пленки с простыми цветами выводятся дополнительно к четырем основным, но существуют также каталоги PANTONE Process Colour Imaging Guide, где производится моделирование каждого простого цвета PANTONE средствами четырехкрасочной печати.

Из-за объективных сложностей, возникающих при репродуцировании цвета этот процесс необходимо наиболее тщательно контролировать. Для этого производится сквозная калибровка всех устройств, участвующих в процессе репродуцирования: сканера - монитора - принтера для получения цифровой цветопробы - фотонаборного устройства - системы для изготовления аналоговой цветопробы - печатной машины. Также не рекомендуется экономить на цветопробных оттисках. Существует два основных вида цветопробы - аналоговый и цифровой. Цифровая цветопроба производится из файла верстки и служит для исправления ошибок цветокоррекции перед выводом пленок. Аналоговая цветопроба делается непосредственно с цветоделенных фотоформ, что обеспечивает ее близость к офсетному оттиску.

[содержание]

2. Полутоновые и растровые изображения.

Полиграфические оригиналы имеют обширную классификацию. С точки зрения полиграфии наиболее важно обратить внимание на различия между двумя их видами: полутоновыми и растровыми изображениями. Полутоновые оригиналы - это фотографии, слайды, картины, рисунки... Словом, - все, что еще не дошло до печати. Именно эти оригиналы необходимо использовать для репроду-цирования, так как только в таком случае можно говорить о предсказуемо высоком качестве продукции. Растровое изображение, что заметно даже при небольшом увеличении, состоит из точек различного размера, которые и обеспечивают передачу полутонов. Эта структура полиграфического изображения называется растром. Чем меньше размер точек растра, тем светлее соответствующий участок изображения, и наоборот. Полноцветное изображение формируется наложением растров голубого, пурпурного, желтого и черного цветов - CMYK. Все они расположены под определенными углами друг к другу, создавая розеточную структуру изображения.

Полутоновый оригинал

Растровое изображение

[содержание]

3. Треппинг.

Макет - черный текст на цветном фоне, цветные объекты на фоне другого цвета или множество комбинаций подложек, текста и объектов - может выглядеть на экране монитора и цветопробе идеально, а при печати возможно возникновение проблем. Даже лучшая печатная машина, управляемая лучшим печатником, может сделать небольшую неприводку на вашей продукции. Пример неприводки на рисунке показывает белый зазор и нежелательную комбинацию цветов на изображении. Чтобы избежать это используется треппинг (вкопирование). Треппинг - это метод компенсации неточности приводки при печати, в результате которой могут появиться зазоры между пересекающимися объектами. Треппинг заключается в создании узкой полоски смешения цветов на границе объектов разного цвета. Используются следующие методы треппинга, изображенные на рисунке:

  • внешний треппинг (spread): расширение границы светлого объекта, расположенного на темном фоне для создания небольшого перекрытия. Обычно используется когда светлый объект лежит на темном фоне
  • внутренний треппинг (choke): "стягивание" светлого фона внутрь темного объекта для создания небольшого перекрытия. Обычно используется когда темный объект лежит на светлом фоне.

Нет необходимости выполнять треппинг, если объекты печатаются один поверх другого. Такой способ печати называется наложением (overprinting). Однако в таком случае при попытке напечатать желтый текст на синем фоне мы получим изумительно зеленый цвет букв. При неприводке цвета сдвигаются один относительно другого Внешний треппинг Внутренний треппинг

[содержание]

4. Линиатура и разрешение.

Линиатура - это величина, характеризующая пространственную частоту растра. Значение оптимальной линиатуры подбирается с учетом вида продукции и бумаги. Линиатура измеряется в lpi: lines per inch (количество линий на дюйм) или в лин/см (количество линий на сантиметр). Традиционно для основных видов печатной продукции используются следующие величины линиатуры:

  • для газетной продукции - до 30 лин/см (85-100 lpi);
  • для полноцветных журналов и рекламной продукции - до 70 лин/см (133-150 lpi);
  • для художественной и представительской продукции - до 90 лин/см (180-200 lpi).

Чем больше линиатура, тем менее заметна растровая структура изображения, но хуже тонопередача. Это объясняется достаточно просто: растровая точка, формирующая розетку, состоит из субэлементов, количество которых определяет площадь точки, а, следовательно, - и тон изображения. Чем больше линиатура, - тем меньше размер ячейки, в которой располагается растровая точка, тем меньшее количество субэлементов можно в ней разместить, так как размер субэлемента не может быть бесконечно малым и определяется параметрами печатного процесса и уровнем его шумов.

Решетка растра с ячейками точек и субэлементов

[содержание]

5. Обычное и частотно-модулированное растрирование.

При небольшом увеличении видно, что полиграфический оттиск состоит из точек различного размера, которые и обеспечивают передачу полутонов. Напомним, что такая структура называется растром. Чем меньше размер точек растра, тем светлее соответствующая область изображения, и наоборот.

Полноцветное изображение формируется наложением растров голубого (cyan), пурпурного (magenta), желтого (yellow) и черного (black) цветов - CMYK. Все они расположены под определенными углами друг к другу, создавая розеточную структуру изображения, которую при ближайшем рассмотрении можно заметить на оттиске. Помимо традиционного метода растрирования, в котором передача полутонов происходит за счет различного размера точек растра, существует и другой способ, основанный на изменении расстояния между точками при постоянном их размере. Этот метод называется частотно-модулированным или стохастическим растрированием и имеет как преимущества, так и недостатки по сравнению с традиционным методом.

Преимущества:

  • невозможность появления муара;
  • более глубокая проработка деталей изображения;
  • более мягкая передача градиентов полутонов;
  • возможность печатать 5-10 красочные изображения (Hi-Fi Colours), что значительно расширяет границы цветового охвата;
  • исчезновение розеток делает изображение менее чувствительным к неприводке и допускает большую гибкость в регулировке подачи краски.

Недостатки:

  • сложность вывода аналоговой цветопробы из-за невозможности предвидеть величину растискивания, которое может возникнуть при печати этого вида растра. Поэтому при использовании стохастического растрирования лучше выводить цифровые цветопробы;
  • стохастический растр увеличивает растискивание, так как оно зависит от периметра точки растра, а он, в свою очередь, - от ее размера. Чем меньше точка растра, тем больше оптическое и механическое растискивание; - высокие требования к качеству печатных форм и процессу их экспонирования;
  • возможность появления видимой зернистости или пятнистости изображения, особенно на равномерных растровых участках и в областях "телесного" цвета.

Обычное растрирование Частотно-модулированное растрирование

[содержание]

6. Проблемы, возникающие при печати. Муар

Зачастую в печатных изданиях встречаются иллюстрации, в которых невооруженным глазом по всему полю изображения видна периодическая структура, называемая муаром. Чаще всего муар появляется при воспроизведении уже однажды отпечатанных (а, значит, - и отрастрированных) изображений. Муар также может возникать, если краски накладываются под неправильными углами, или же при неприводке (неточном совмещении растровых плашек на оттиске). Чтобы избежать появления муара на Вашей печатной продукции, необходимо, по крайней мере, использовать для репродуцирования полутоновые оригиналы.

[содержание]

Неприводка

В процессе печати бумага подвергается неоднородным механическим нагрузкам, поэтому из-за недостаточной акклиматизации, повышенной влажности или неправильного машинного направления возможна ее деформация. В таком случае говорят о неприводке изображения на оттиске. Величину неприводки количественно можно оценить с помощью так называемых реперных точек ("мишеней"), расположенных на краях печатного листа. Толщина линий, образующих реперные точки, равна 0,2 мм. Максимально допустимая неприводка должна соответствовать половине этой величины. Неприводка также возможна, если фотоформы были выведены на фотонаборном автомате (ФНА) с низкой повторяемостью. Наиболее высокую повторяемость имеют фотоформы, выведенные на ФНА типа in-drum (с внутренним барабаном) - 0,05 микрон, хорошая повторяемость у капстановых ФНА - 0,25 микронм. Поэтому при выводе пленок обращайте внимание не только на стоимость вывода, но и на тип фотонаборного автомата. Для компенсации неприводки используется треппинг (вкопирование).

При неприводке цвета сдвигаются один относительно другого

[содержание]

Растискивание

Увеличение размера растровой точки при печати (механическое) и зрительном восприятии (оптическое) называется растискиванием. Механическое растискивание вызвано тем, что, попадая на бумагу, краска немного впитывается и расплывается. Точка растра увеличивается в размерах, а, значит, цвет меняет свой оттенок. Механическое растискивание гораздо больше при печати на мелованной бумаге, чем на офсетной. Оптическое растискивание обусловлено поглощением части света, вошедшего в бумагу через пробел, красочным слоем. Это приводит к зрительному эффекту увеличения растровой точки. При подготовке печатных изданий растискивание необходимо компенсировать еще на допечатной стадии. Для этого нужно либо узнать его величину в типографии, которая будет печатать заказ, либо вычислить отношение значений оптической плотности 50% растрового поля на фотоформе и отпечатанном с него оттиске.

Растровые точки участка цветопробы Растровые точки участка оттиска

[содержание]

7. Этапы выполнения полиграфического заказа и возможные ошибки, возникающие на этих этапах.

Изготовление цветной офсетной продукции можно разложить на следующие составляющие: дизайн, включающий в себя верстку оригинал-макета; сканирование с цветокоррекцией; вывод диапозитивов с предварительной подстановкой отсканированных изображений в публикацию и тиражирование, включающее в себя монтаж пленок на печатный лист; изготовление печатных форм; печать; послепечатная обработка

Подробнее этот цикл выглядит так:

  1. обсуждение идеи;
  2. проработка идеи художником-дизайнером;
  3. изготовление эскизов;
  4. утверждение эскизов;
  5. изготовление оригинал-макета;
  6. утверждение оригинал-макета;
  7. изготовление слайдов;
  8. отбор слайдов в соответствии с идеей и оригинал-макетом;
  9. сканирование слайдов, фотографий и другой изобразительной продукции;
  10. ретушь и цветокоррекция полученных файлов;
  11. изготовление на PostScript принтере цветных распечаток, готовых к выводу на фотонаборный автомат;
  12. утверждение распечаток;
  13. изготовление фотоформ с контролем адекватности принтерных распечаток изображению на экране RIP фотонаборного автомата;
  14. проверка фотоформ на монтажном столе с контролем адекватности принтерным распечаткам, денситометрический контроль;
  15. изготовление с полученных фотоформ аналоговой пробы способом типа "Cromalin";
  16. утверждение аналоговой пробы;
  17. монтаж фотоформ с учетом спуска полос (возможен прямо в компьютере перед выводом фотоформ при наличии соответствующего программного обеспечения и соответствующем формате фотонаборного автомата);
  18. изготовление печатных форм;
  19. приладка печатного станка;
  20. утверждение сигнального оттиска;
  21. печать тиража;
  22. визуальный контроль стабильности цветопередачи и наличия брака офсетной печати по всему тиражу, отбраковка листажа;
  23. послепечатная обработка;
  24. отбраковка тиража;
  25. сдача тиража;
  26. упаковка тиража;
  27. маркировка;
  28. доставка тиража.

Проблемы могут начать возникать уже на стадии дизайна, если идея дизайнера идет вразрез с существующей технологией офсетной печати или с финансированием проекта. Возможные ошибки на данном этапе таковы:

  1. окрашивание элементов макета цветом, не охватываемым гаммутом предлагаемого способа печати, что ведет либо к неадекватному результату, либо к не всегда оправданным финансовым потерям на печати дополнительными цветами;
  2. выбор неоправданно дешевого способа изготовления слайдов (в данном случае - использование дешевой пленки или съемочной техники).

Эта проблема возникает очень часто, и ее не всегда можно отнести к желанию сэкономить деньги. К сожалению, есть очень много фотографов, продукция которых не соответствует даже минимальным требованиям. Технология обработки фотопленки также очень сильно сказывается на результате. Так, например, большое количество железа в воде, используемой при проявлении слайдов, изготовленных на пленке фирмы Kodak, приводит к смешению цветопередачи в сторону фиолетового цвета. Использование объективов, предназначенных для черно-белой съемки, дает нерезкое изображение при цветной и т.д. При этом обязательно надо учитывать, что резкость, достижимая для данного сорта пленки, не безгранична и имеет определенную величину, определяемую размером зерна и равную в среднем от 1200 элементов на дюйм. Поэтому резкость изображения даже при идеальном фотооборудовании и идеальной установке резкости при съемке имеет ограничение по разрешающей способности используемой в данном конкретном случае пленки. Отсюда и коэффициент увеличения данного конкретного слайда при офсетной печати не может безболезненно превышать определенную величину без появления зернистости изображения.

Если говорить о сканировании отобранных специалистами слайдов, то этот этап надо рассматривать с точки зрения необходимого качества. Слайды, предназначенные для каталогов по искусству, преимущественно должны сканироваться на барабанном сканере, а для сканирования слайдов, используемых при изготовлении престижной рекламной продукции, достаточно наличия дорогого планшетного сканера, - например, такого как Topaz фирмы Linotip-Hell. Для изготовления рекламной продукции бизнесс-класса при небольшом увеличении слайда достаточно использовать такие сканеры как DuoScan или Arcus II фирмы Agfa. Предложенное деление не является достаточным, поскольку, как показывает практика, в каждом конкретном случае работает не только техника, но в основном люди. Поэтому выбор бюро допечатной подготовки должен учитывать не только наличие той или иной техники, но и положительные результаты работы сотрудников при условии использования комплексных технологических методов сквозной калибровки цвета.

Этап цветокоррекции полученных после сканирования оцифрованных изображений является самым ответственным в допечатной подготовке, поскольку именно на этом этапе и происходит цветоделение. В самом деле: разделение на CMYK-составляющие зачастую осуществляется аппаратным способом при сканировании, но окончательное решение о том где, сколько и какой краски будет лежать на бумаге, принимается на этом этапе. Количество ошибок, возникающих на этой стадии, чрезвычайно велико. В основном, если не учитывать опыт работы операторов, все ошибки сводятся к неправильной калибровке мониторов и программного обеспечения (обычно это программа PhotoShop Adobe). Надо помнить, что всевозможные доступные аппаратные калибраторы и спектрофотометры предназначены для первоначальной грубой оценки и регулировки комплекса цветоделения. (Идея самонастраивающихся компьютеров и мониторов находится еще только в самом зародыше, по крайней мере - с точки зрения практического исполнения). Реально существуют два пути - работа по цветовым таблицам CMYK и кропотливая калибровка комплекса цветоделения. Последняя осуществляется путем сравнения изображения на экране монитора с "кромалиновыми" пробами, которые являются на данный момент самыми близкими к евростандарту и обладают очень высокой повторяемостью в отличие от офсетной пробы. Естественно, что последний путь самый трудный, дорогостоящий, но и самый благодарный. Необходимо упомянуть, что данный способ аппаратно-программной калибровки возможен только при хорошем знании программы цветокоррекции, способов калибровки ее экранного отображения CMYK-составляющих и правильной освещенности пробы светом нужной цветовой температуры (обычно 6500 градусов Кельвина).

 

Этап изготовления диапозитивов связан в основном с практическим знанием ошибок, возникающих во время работы программы верстки, которая используется при формировании PostScript файлов печати вашей публикации. В этом всегда может оказать существенную помощь предварительное распечатывание публикации на PostScript принтере. Проблемы, возникающие с использованием некачественного шрифтового обеспечения, доставляют массу хлопот при выявлении источника ошибок печати PostScript файлов. Источником многочисленных ошибок является использование программы CorelDraw. После изготовления диапозитивов обязателен их денситометрический контроль. Достаточно контролировать первую и последнюю пленку за одну проявку на наличие достаточной плотности на 100%-ой плашке и процент заполнения растром на 50%-ом участке контрольной шкалки.

 

Контроль качества печати тиража и послепечатной обработки должен осуществляться не только на уровне составления правильного договора с типографией и контроля сигнального оттиска после приладки, но и путем личного присутствия на тираже опытного технолога, осуществляющего контроль правильного исполнения технологических операций. Из всего вышесказанного следует, что вопросы и проблемы, возникающие на всех этапах производства полиграфической продукции методом офсетной печати, требуют комплексного решения, согласованного и единого технологического цикла работы. Подобный цикл возможен лишь в результате правильной кооперации всех участников допечатной подготовки и тиражирования. В любом случае такая кооперация возможна только на высоком профессиональном уровне. Участие дилетантов обязательно и однозначно приведет к значительной потере качества. Какой бы простой и заманчивой в финансовом отношении ни казалась идея связать воедино несколько даже "продвинутых" в техническом отношении компаний, результат может оказаться непредсказуемым. Неприятности происходят именно на "стыках" разорванного технологического процесса, и доказать потом, где произошла ошибка, даже если она очевидна, бывает порою чрезвычайно трудно. Поэтому для выполнения заказа предпочтителен выбор тех компаний, которые имеют серьезные наработки во взаимодействии со своими коллегами в технологически смежных процессах, например, - бюро допечатной подготовки и типография, или дизайн-бюро и допечатная подготовка и т.д. При этом, контролируя качество, можно быть уверенным, что, например, типография не будет оправдывать результат своей работы несоблюдением технологических норм на этапе допечатной подготовки. Работа посредника в производстве полиграфической продукции очень сложна и должна проводиться профессионалами как в области права, так и в области полиграфии.

[содержание]

Печать. 7.1.1. Единицы измерения.

Традиционно основной полиграфической единицей измерения в континентальных странах Европы и в нашей стране служил французский пункт, то есть 1/72 французского дюйма, что примерно равняется 0,376 мм. В Англии и Америке использовался английский пункт -1/72 английского дюйма, что составляет примерно 0,353 мм. Все остальные единицы являются производными от них. Например, цицеро и пики, соответственно, - 12 французских и 12 английских пунктов. В большинстве современных издательских и офисных пакетов используется английский пункт, хотя в некоторых системах в разделе основных установок можно задать требуемые отношения полиграфических единиц друг к другу или к метрическим единицам.

[содержание]

Виды печати. Офсетная плоская печать

- основной способ печати по общему объему выпускаемой продукции на сегодняшний день. Печать офсетным способом обеспечивает более высокое качество изобразительной массовой издательской продукции. В ее ассортимент входят высококачественные иллюстрированные издания, такие как каталоги выставок и альбомы по искусству, фотоальбомы, иллюстрированные журналы, плакаты, рекламная продукция. Различаются листовой и рулонный офсет. Листовой офсет обеспечивает наивысшее качество продукции при более широком спектре запечатываемых материалов. Для рулонных машин используется бумага массой до 110 г/кв.м, для листового офсета целесообразно использовать запечатываемый материал от 80 г/кв.м и выше. При использовании рулонного офсета технологический цикл изготовления продукции гораздо короче из-за более высокой производительности рулонных машин. Офсетный способ обеспечивает наилучшее воспроизведение мелких деталей изображения: разрешение до 80 лин./см и выше при печати на листовых машинах, 60-70 лин./см - при печати на рулонных машинах.

[содержание]

Флексографский способ

- разновидность высокой печати с применением фотополимерных форм. Флексографские печатные машины работают на специальных жидких красках, поэтому оснащены упрощенными красочными аппаратами, Флексографским способом выпускается в основном только этикеточная продукция на специальных этикеточных бумагах, целофане и т.п. с максимальной линиатурой растра 48 лин./см, хотя за рубежом разработано оборудование (так называемые печатно-отделочные линии), которое строится на основе флексографского способа печати. Такое оборудование позволяет выпускать в среднем около 200 книг в минуту.

[содержание]

Трафаретная печать (шелкография)

- это вид печати, при котором нанесение краски на запечатываемый материал производится через сквозные отверстия специальной печатной формы. Этот способ обеспечивает наибольшую толщину красочного слоя - до 100 мкм (тогда как в офсетной плоской печати - до 2 мкм). Такой красочный слой дает физически ощутимую рельефность печатного изображения. Разрешающая способность в данном случае ограничена применением в качестве форм специальных сеток, которые характеризуются таким параметром как количество нитей на сантиметр (до 200 нит./см). Соответственно, линиатура растра напрямую зависит от этого параметра. Применяются два способа изготовления печатных форм: прямой и косвенный. Прямой способ обеспечивает наибольшую тиражестойкость (50-60 тыс. отт.), но при этом графическая точность изображений снижается. Косвенный способ обеспечивает высокую графическую точность изображений, но тиражестойкость форм оказывается низкой (5-6 тыс. отт.) Данный способ применяется при печати визиток, пригласительных билетов, рекламной продукции.

[содержание]

Ризография

- способ печати, применяемый в специальных печатных аппаратах - дупликаторах. Основан частично на офсетном принципе, так как имеется промежуточный офсетный цилиндр, и частично - на трафаретном способе, поскольку краска на офсетный цилиндр поступает через поры специальной пленки, матрицей которой фактически является печатная форма. Главное преимущество этого способа печати - оперативность и малая себестоимость небольших тиражей. Оригиналом может служить отпечаток с лазерного принтера, а если дупликатор имеет специальный встроенный блок для подсоединения к компьютеру, то оригинал может выводиться прямо из файла. С оригинала изготавливается форма (ее изготовление с помощью лазера занимает несколько минут). Затем производится печать тиража. К недостаткам данного способа печати следует отнести невозможность использования глянцевых бумаг из-за жидкой краски, небольшое разрешение (до 30 лин./см) из-за ограничений параметров записи формы, трудность воспроизведения цветных тоновых оригиналов из-за сложности операции приводки листа в дупликаторе.

[содержание]

Глубокая печать

- способ, в настоящее время применяющийся у нас в стране только для печати этикеточной продукции. Однако благодаря своим потенциальным возможностям этот способ может быть применен (и применяется за рубежом) для печати высокохудожественной продукции. Глубокая печать обеспечивает наивысшую оптическую плотность по сравнению с офсетным и флексографским способами. Главный недостаток - трудность получения идентичных оттисков на протяжении печати тиража.

[содержание]

Выбор оптимального способа печати в зависимости от вида продукции и тиража. Журнальная продукция.

Иллюстрированную журнальную продукцию производят в основном способом офсетной плоской печати вне зависимости от тиража, так как только этим способом можно выполнить требования, предъявляемые к качеству данной продукции. Для печати обычно используют мелованную бумагу или бумагу с полупокрытием. Это связано не только с желанием улучшить эстетический вид продукции, но и с технологическими требованиями, предъявляемыми материалу при печати цветных иллюстраций с высокой линиатурой растра. Для производства журналов малых тиражей (до 10000 экземпляров) на бумаге массой свыше 90 г/кв.м рекомендуется применять листовые ротационные машины офсетной плоской печати. Средняя скорость такой машины 8000-10000 оттисков в час. После печати следуют операции фальцовки, подборки тетрадей и скрепления журнала (обычно - шитье проволокой). Фальцевальное оборудование и оборудование для скрепления проволокой имеет большую производительность, чем печатное оборудование. Оперативность выхода издания рассчитывается, исходя из данных о его объеме, тираже, дополнительных операциях (например, - лакирование или припрессовка пленки, производимые для обложки издания).

Для производства журналов большими тиражами на бумаге с массой до 90 г/кв.м целесообразнее применять рулонные ротационные машины офсетной плоской печати. Оперативность процесса на них гораздо выше, чем на листовых машинах, - не только из-за скорости ротационных машин (от 20000 оттисков в час), но и за счет того, что с печатной машины выходят сфальцованные тетради. Способ скрепления проволокой подборкой не подходит для журналов больших объемов, а клеевое бесшвейное скрепление технологически сложно производить на мелованных высокоглянцевых бумагах, поэтому иногда журнальную продукцию больших объемов шьют нитками, а затем наносят клей и приклеивают обложку.

[содержание]

Газетная продукция.

Обычно печатается на газетной бумаге отечественного производства на рулонных ротационных машинах, при этом минимальная ширина рулона составляет 60 см - формат малых рулонных ротаций офсетной плоской печати. Качество продукции напрямую зависит от запечатываемого материала - это обязательно должна быть бумага для офсетного способа печати. Газетные бумаги, которые не предназначены для такого производства, начинают набухать при взаимодействии с увлажняющим раствором, а при взаимодействии с краской их поверхностная прочность оказывается столь малой, что бумаги начинают сильно пылить, загрязнять офсетное полотно и валики системы. Все это отрицательно сказывается на качестве печати.

[содержание]

Рекламная продукция.

Полноцветная рекламная продукция изготавливается обычно на листовых офсетных машинах малого формата, в соответствии с обычными форматами и тиражами полноцветной рекламной продукции. Парк листовых офсетных машин малого формата сейчас весьма разнообразен, оборудование работает оперативно и выдает высокое качество. Для рекламной продукции применяется также трафаретная печать, но в этом случае ограничено воспроизведение тоновых оригиналов.

[содержание]

Визитки, блоки для записей, бланки.

Для воспроизведения бланочной продукции в зависимости от тиража, сложности и цветового содержания применяют листовой офсет (крупные тиражи, цветные оригиналы) или печать на ризографе (малые тиражи, несложные оригиналы). В последнее время для производства бланков или наклеек используется соответственно самокопирующаяся и самоклеющаяся бумага. Сохраняется еще технология производства бланков на тигельных машинах высокой печати. Это довольно дешевый и достаточно оперативный способ производства подобной продукции.

[содержание]

Книги и брошюры.

Книги производятся в основном способом офсетной плоской печати и высокой печати с фотополимерных форм на рулонных ротационных машинах. При прочих равных способ высокой печати обеспечивает большее качество продукции, чем офсет. Это связано с тем, что способ высокой печати стабильнее, в особенности - при печати с фотополимерных форм штриховых изображений, каковыми и является текст. Для книг и брошюр с иллюстрациями в основном тексте и для печати вклеек, вкладок, форзацев и других элементов книги применяется обычно офсетная плоская печать на листовых ротационных машинах. Для красочных иллюстрационных изданий способ высокой печати на сегодняшний день не применяется.

[содержание]

Виды изготовления фотоформ офсетной плоской печати.

Изготовление пленок на лазерном принтере. Процесс получения пленки на лазерном принтере исключает из технологической цепочки выводное устройство и дорогостоящие фотопленки. Монтаж пленок производится на листе астралона, затем происходит экспонирование на формную пластину в контактно-копировальной раме. Необходимо получать на принтере зеркальное изображение, чтобы была возможность экспонирования монтажа пленок по типу "эмульсия к эмульсии". Если пренебречь этим фактором, то при позитивном экспонировании монтажа на формную пластину офсетной плоской печати будет происходить рассеяние света в слое пленки и подложки (листа астралона). В результате таких "паразитных" освещенностей возникают искажения на получаемой форме (потеря печатающих элементов). Нужно отметить, что применяемые триацетатные пленки дешевле фотопленок, применяемых для выводных устройств, но все же это довольно дорогостоящий материал. Качество, получаемое в результате этого процесса, ниже, чем в классическом способе, так как ограничивается параметрами принтера (разрешающая способность принтера ниже, чем выводного устройства). При выводе пленок на принтере невозможно получить такую же степень почернения на участках печатающих элементов, как в фотопленках, полученных в выводном устройстве. Следовательно, тиражестойкость форм, полученных этим способом, ниже, чем в классическом способе. Часто вместо пленок в аналогичном процессе используют обыкновенную бумагу. В этом случае нужно уделить особое внимание тому, чтобы получаемое изображение было зеркальным, - иначе вследствие оговоренных причин на форме можно получить искажения не только мелких деталей изображения, но и крупных штрихов, например, - потерю засечек и соединительных линий в тексте.

[содержание]

Изготовление пленок на лазерном принтере. Прямое изготовление полиэфирных форм на лазерном принтере.

Для этого способа необходим специальный формный материал. Способ самый простой внешне, но он подходит только для печатных машин с форматом, соответстующим по величине формату лазерного принтера. Такую технологию возможно применять только для печатных машин формата A3 с подачей листа по узкой стороне. Даже для Ромайора (формат 450х370 мм) изготовить форму данным способом нельзя. Такие формы имеют невысокую тиражестойкость, так как изображение должно не только закрепиться в принтере на пленке, но и выдержать механическое воздействие и влияние агрессивных сред в печатной машине. Возможно получение печатной формы по этой же технологии на специальной гидрофильной бумаге.

[содержание]

Изготовление форм на гидрофильной бумаге электростатическим способом.

Для такой технологии требуется специальное оборудование, а именно - специальный автомат, похожий на копировальный. В нашей стране распространен автомат Elefax PM60 (другое название - Multi 65 ТРМ), позволяющий делать формы формата Ромайора. В качестве оригинала обычно используется отпечаток с лазерного принтера. Некоторые аппараты позволяют проводить масштабирование. Верхний предел линиатуры таких форм - 37лин./см.

[содержание]

Технология КПФ "компьютер - формная пластина" (computer-to-plate).

Как показано выше. технология computer-to-plate все дальше продвигается в ряду технологий допечатных процессов офсетной плоской печати. становясь вровень с "классическим" способом изготовления форм. Очевидны преимущества способа: повышение оперативности, исключение работы с фотопленками, уменьшение себестоимости материалов. Однако существуют некоторые сложности, препятствующие широкому применению этой технологии, - пластины для изготовления форм все еще дороги, так как довольно часто копировальные слои изготавливаются на основе серебросодержащих материалов, дорога сама подложка пластин, которая изготавливается на основе алюминия или полимерных композиций. Для воплощения этой технологии требуется специальное дорогостоящее оборудование. На сегодняшний день способ computer-to-plate обеспечивает малую тиражестойкость форм по сравнению с классическим способом, но при общем падении тиражности продукции этот недостаток несущественен. Применение этой технологии для высоколиниатурных цветных работ не обеспечивает того качества, которое дает классический способ, однако последнее утверждение оспаривается фирмой Heidelberg.

[содержание]

Печатно-технические свойства бумаги.

Традиционно бумагу для печати тиража приобретает издательство либо организация, заказывающая полиграфическую продукцию. Если даже заказчик не принимает непосредственного участия в приобретении бумаги, то в отличие от других расходных материалов, выбор бумаги в большинстве случаев согласовывается с заказчиком продукции. Все виды бумаг характеризуются определенным набором свойств. Одним из главных условий достижения требуемого качества является соответствие запечатываемого материала характеру продукции и технологии печати. Выбор бумаги производится прежде всего сообразно требованиям к исполнению издания. Главными параметрами, которыми следует руководствоваться при выборе бумаги, является набор ее физических и технологических свойств, которые в свою очередь оказывают непосредственное влияние на качество полиграфической продукции.

[содержание]

Масса / 1кв.м

- основное свойство бумаги, определяющее в основном внешний вид будущего издания и технологию его изготовления. Этот параметр является косвенной характеристикой толщины бумаги или картона. На современном этапе толщина бумаги и картона может быть самой разнообразной. Различие бумаги и картона следует проводить не по толщине, а по структуре самого материала. Бумага является более-менее однородным материалом, а картон - материал многослойный. Толщина запечатываемого материала определяет, естественно, его непрозрачность.

[содержание]

Плотность и пористость

- параметры, отражающие структуру бумаги. Эти параметры связаны между собой. Для бумаг без покрытия - чем выше плотность и меньше пористость, тем меньше будет красковосприятие бумаги, и наоборот - чем выше пористость, тем больше будет красковосприятие запечатываемого материала. Чем ниже плотность и выше пористость, тем выше печатно-технические свойства бумаги, то есть процесс печати будет проходить стабильнее.

[содержание]

Деформация при увлажнении

- параметр, который определяется прежде всего гидрофильностью самой бумаги. Гидрофильность проявляется не только в способности бумаги поглощать воду при непосредственном контакте, но и сорбировать пары воды из окружающего воздуха. При увлажнении бумага испытывает деформации, причем деформации неоднородные - наибольшая деформация происходит в поперечном направлении, а не в направлении машинном (соответствующем направлению волокон), прочностные свойства бумаги снижаются. Такого рода деформации могут привести к неприводной печати. Для мелованных бумаг деформация в поперечном направлении при увлажнении не должна превышать 3%. Этот параметр наиболее важен, так как на мелованных бумагах производится многокрасочная иллюстрированная продукция, то есть бумага несколько раз вступает в контакт с увлажняющим раствором, и вместе с тем, для такой продукции наиболее важна печать с высокой точностью приводки. Что касается бумаг, хранящихся в стопах и рулонах в помещениях с повышенной влажностью, то при попадании на участок печати такая бумага должна быть подвергнута акклиматизации на специальных подвесных устройствах, иначе может произойти коробление стоп бумажных листов, так как по краям бумага будет высыхать быстрее. Настройка процесса печати на бумаге с повышенной влажностью чревата впоследствии ухудшением оттисков - краска, которая легла на увлажненную бумагу с большим содержанием влаги в порах, может после высыхания избыточной влаги "провалиться", и оттиски получатся серые. Однако бумага с пониженным содержанием влаги также может вызвать проблемы, а именно - излишнее статическое электричество, отсутствие достаточной мягкости для процесса печати. Это в свою очередь может вызвать пыление бумаги, забивание офсетного полотна пылью, плохое качество плашек и других деталей изображения. Оптимальная влажность печатной бумаги составляет 6-8%. В цехах рекомендуется поддерживать оптимальные условия с помощью кондиционирования - 50% относительная влажность и 23 С температура. Особое внимание нужно уделять условиям хранения бумаги в зимних условиях или при ее покупке зимой. Бумага, хранившаяся в помещениях без отопления, требует обязательной акклиматизации.

[содержание]

Степень проклейки

- косвенная характеристика воздействия жидкости на бумагу. Сама проклейка - это технологическая операция, проводимая для уменьшения последствия воздействия воды на бумагу. Степень проклейки, как и влажность бумаги, воздействует на прочностные свойства поверхности бумаги, то есть на способность к выщипыванию и пылимость. Чем выше степень проклейки, тем меньше бумага будет пылить в процессе печатания, тем меньше будет забиваться офсетное полотно, тем лучше будет качество изображений. Это касается бумаг без покрытия, для мелованных бумаг существует другой параметр - стойкость поверхности к выщипыванию.

[содержание]

Гладкость

- один из наиболее важных параметров, определяющих вид продукции и степень качества. Этот параметр очень важен потому, что в основном обуславливает контакт запечатываемого материала с печатающей поверхностью и с краской на ней. Один из способов измерения гладкости - измерение времени пропускания воздуха между стеклом и поверхностью бумаги. Измеряется гладкость в секундах. Для газетных бумаг она составляет 45- 50 с, для офсетной немелованной бумаги этот параметр может составлять от 30 до 170 с, в зависимости от степени обработки бумаги и от стороны (для бумаг без покрытия так называемая сеточная сторона всегда имеет меньшую гладкость, чем лицевая), для мелованных бумаг - от 700 до 1500 с. Для мелованных бумаг с повышенной гладкостью, которые обладают лоском, то есть в меньшей степени рассеивают отраженные лучи и отражают их частично пучком, гладкость может достигать 3000 с.

[содержание]

Эффективная гладкость

- характеризует мягкость бумаги, ее печатно-технические свойства. Чем выше этот параметр, тем лучше бумага ведет себя в процессе печатания. Мягкие бумаги - это бумаги с содержанием древесной массы или наполнителя, в том числе и мелованные. Бумаги с наполнителем или с древесной массой имеют менее высокую прочность, чем чисто целлюлозные, но, например, при возникновении мгновенных напряжений в рулонных печатных машинах более мягкие бумаги рвутся реже, чем более жесткие, в силу своей большей эластичности. Это ведет к уменьшению отходов бумаги.

[содержание]

Разрывная длина (измеряется в метрах)

- прочностная характеристика бумаги. Наиболее важна для рулонных бумаг. Это длина бумажной ленты, при которой она самопроизвольно оторвется от держателя. Для газетных бумаг эта величина должна составлять порядка 3000 м.

[содержание]

Белизна

- свойство бумаги отражать большую часть падающего на нее света рассеянно и равномерно по всей видимой части спектра. Белизна бумаги выражается в процентах. Для мелованных бумаг этот параметр не должен быть менее 78-86%, для газетных бумаг - не менее 50-60%, в стандартах ISO запечатываемым материалом с высокой степенью белизны считается бумага с белизной равной 94-96%. Параметр может быть также выражен в виде показаний денситометра, и в этом случае самым высоким показателем белизны считается оптическая плотность подложки D=0.05 (для мелованных бумаг).

[содержание]

Прозрачность

- параметр, который наиболее актуален при печати на бумагах без покрытия, так как наличие меловального слоя само собой определяет высокую непрозрачность и стойкость бумаг к пробиванию (различимость текста или сюжета с оборотной стороны страницы). Газетные бумаги обычно имеют высокую непрозрачность из-за высокого содержания древесной массы в составе этих бумаг, это же относится и к книжно-журнальным бумагам, которые в составе имеют не только чистую целлюлозу но и процент древесной массы. Особое внимание параметру прозрачности следует уделять при работе с чисто целлюлозными немелованными бумагами как листовыми, так и рулонными. Эти бумаги представляют собой как бы сетку из волокон целлюлозы, и поэтому имеют высокую прозрачность, которая возрастает обратно пропорционально толщине бумаги. Из этого следует, что тонкие чисто целлюлозные бумаги для изданий типа энциклопедических словарей должны иметь в своем составе наполнитель. Степень прозрачности может быть проверена на просвет, либо с помощью денситометра. Следует измерять на участке нанесенного изображения на обороте бумажного листа, затем сравнивать с участком чистой бумаги. Непрозрачность должна составлять не менее 94%.

[содержание]

Виды отделки печатной продукции. Тиснение фольгой

- для этой операции используются специальные тигельные прессы. Тиснение производится горячим способом. Изготавливается специальный штамп, служащий формой. В прессе он нагревается. Специальная фольга для горячего тиснения раскручивается с рулона и при прессовании ее между штампом и продукцией (обычно переплетной крышкой) под действием температуры переходит верхний слой, который окрашен в требуемый цвет. В результате получается рельефное закрашенное изображение.

[содержание]

Блинтовое тиснение

- способ тиснения на переплетных крышках с применением плоских штампов, изготовленных из стали или латуни. Тиражестойкость таких штампов 100-150 тыс. on. и 30-40 тыс. отт. соответственно.

[содержание]

Конгревное тиснение

- рельефное, бескрасочное тиснение на переплетных крышках или картонах (желательно использовать не однородный материал, каковым является бумага, а материал, состоящий из слоев, то есть картон). Такое тиснение осуществляется с помощью специально изготовленного углубленного штампа (на лицевую сторону) и его точного контррельефа-матрицы (на оборотную сторону). Во время прессования переплетная крышка оказывается между штампом и контррельефом, в результате давления получается рельефный выпуклый оттиск.

[содержание]

Лакирование

- процесс нанесения лака на отпечатанную продукцию. Производится либо в специальных лакировальных машинах, либо в дополнительных секциях машин офсетной плоской печати. В этом случае лак может быть избирательно нанесен на участки изображения. Поскольку лак может наноситься довольно толстыми слоями даже при офсетном способе печати, то можно использовать широкий спектр запечатываемых материалов по гладкости и по массе/кв.м. Трафаретный способ позволяет нанести наиболее толстый слой лака на отделываемую продукцию.

[содержание]

Припрессовка пленки

- производится двумя способами: клеевым и бесклеевым. В первом случае на продукцию наносят специальный клей и припрессовывают пленку горячим каландром (стальным валом). Во втором случае используют специальную пленку (существует большой ассортимент таких пленок), для припрессовки используют также горячее каландрирование.

[содержание]

Вырубка

- операция, применяемая при изготовлении упаковочной продукции, табель-календарей, рекламной продукции, детских изданий. Для вырубки изготавливается специальный штамп-основа. Применяется на картонах или бумагах с высокой массой/кв.м.

[содержание]

Визуальные дефекты, характерные для офсетной плоской печати.

Дефекты, причины:

Ненасыщенная печать. Дефект, связанный с недостаточной подачей краски, например, из-за ее повышенной вязкости. Недостаточная интенсивность или разнооттеночность в пределах полосы или на плашках может проявиться из-за несоблюдения баланса вода-краска.

Забивание полутонов и очка шрифта. Может произойти из-за высокой подачи краски или из-за ее повышенной липкости и вязкости.

Забивание растра краской. Происходит из-за попадания пыли в краску или высыхания краски на валиках.

Потеря четкости мелких деталей изображения. Происходит из-за выщипывания волокон бумаги липкой краской. Структурирование краски на пробельных элементах формы.

Оттиск выглядит неравномерным, смазаны края. Происходит из-за чрезмерного давления или толстого слоя краски. Бумага имеет повышенную жесткость.

Отмарывание. Причина в свойствах краски, которая не высыхает из-за медленного первоначального закрепления. или свойствах бумаги - повышенная гладкость.

Повышенное давление при печати. Высокая стопа листов в машине при печатании. Обычно для борьбы наносят специальный порошок.

Выщипывание. Липкость краски для данной бумаги слишком высока. Низкая степень проклейки бумаги. Структурирование краски. Новая офсетная резина.

Пробивание. Пористая или тонкая бумага. Краска разбавлена. Большая толщина красочного слоя.

Стирание красочного слоя. Бумага по впитывающей способности не соответствует краске.

Замедление высыхания красочной пленки. Высокая влажность в цехе. Избыток подачи увлажняющего раствора и повышение его кислотности.

Пониженная стойкость оттиска к истиранию. Бумага не соответствует краске по впитывающей способности. Высокая кислотность бумаги.

Постепенное изменение цвета оттиска. Реакция пигмента с активными веществами бумаги при низкой светопрочности бумаги.

Тусклый оттиск, пропадание мелких деталей изображения. Износ формы вследствие технологических причин.

Образование морщин. Неравномерная влажность бумаги.

Волнистые края бумаги. Несоответствие влажности бумаги и влажности воздуха.

Утолщение линий штрихов. Низкая вязкость или толстый слой краски. Некачественная форма.

Несовмещение красок на оттиске. Плохая приладка форм. Плохое натяжение офсетной пластины. Деформационные свойства бумаги. Вуаль на оттиске вследствие эмульгирования.

[содержание]
 

Главная  |  Типография  |  Продукция  |  Услуги  |  Технологии  |  Рекомендации  |  Контакты  |  UA  RU


 
Tel.: +380(44)229-11-40, mob.: +380(50)355-72-92     E-mail: karat@karat.in.ua,   karat-ltd@mail.ru     Home: http://www.karat.in.ua
Copyright © 2000-2015 Karat Ltd  Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на Karat Ltd обязательна

Яндекс.Метрика